Размер шрифта:
Цвет сайта
Изображения

Настройки

Настройки шрифта:

Выберите шрифт Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

Выбор цветовой схемы:

Закрыть панель Вернуть стандартные настройки



Обычная версия

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №44 г.Ангарск

Что такое звук? Звук - это вибрация, которая оказывает влияние на любой предмет, живой организм, в том числе и человеческий.

В физике известен такой опыт: на лист железа насыпают песок и воздействуют на него разными звуками — песок при этом начинает принимать различные формы, для каждого звука свои. Почему? Да потому, что каждый звук имеет свои, присущие только ему особенности. Они-то и складывают, как в калейдоскопе, разнообразные узоры. По этим особенностям мы можем отличить один звук от другого и при необходимости узнать, определить, выделить из всего звукового многообразия тот, который для нас важен и   необходим в данный момент.

Умение различать эти особенности, или, как говорят педагоги, свойства звука, составляет основу развития музыкальных способностей. Каковы же загадочные свойства звука?

Прежде всего, разделим все окружающие нас звуки на две важные группы: звуки шумовые (от слова шум, шуметь) и звуки музыкальные (от слова музыка). Из музыкальных звуков складывается любая песня, любое музыкальное произведение, любая мелодия. У таких звуков и название особое — мелодичные.

Прочтите, пожалуйста, с детьми стихотворение Е. Королевой.

Все на свете дети знают,

Звуки разные бывают.

Журавлей прощальный клекот,

Самолета громкий ропот,

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре,

Стук колес и шум станка,

Тихий шелест ветерка.

Это звуки шумовые.

Только есть еще другие:

Не шуршания, не стука —

Музыкальные есть звуки.

Выполните с детьми следующее ЗАДАНИЕ. Рассмотрите рисунки с изображением музыкальных инструментов, различных предметов быта(молотка, листа бумаги, стеклянного стакана и др.), животных(собаки, кошки, уток и т.д.) и попросите ребенка назвать, когда он слышит шумовые звуки, а когда — музыкальные. Сделайте вместе с ребёнком свой шумовой музыкальный инструмент из подручных средств(шумовую коробочку с крупой из капсулы киндерсюрприза, погремушку из пробок от напитка и проволоки, ритмические палочки из ненужных карандашей и т.д.) и поиграйте с ребёнком в весёлые музыкально-дидактические игры!

Громкая и тихая музыка

Цель. Закреплять  умение различать динамические оттенки музыкальной речи: тихо (р), громко (f), не слишком громко (mf).

Игровой материал. Карточка из картона (размер 21x7 см), разделенная на три квадрата. Три небольших карточки-квадрата одного цвета, но различных по насыщенности, например: одна бледно-голубая, другая — ярко-голубая, почти синяя и третья — темно-синяя (можно подобрать подобные оттенки любого другого цвета). Цвет квадрата условно соответствует определенному динамическому оттенку: бледно окрашенный квадрат — тихому звучанию музыки, квадрат с более насыщенной окраской — более громкому звучанию и ярко окрашенный — громкому звучанию музыки.

Ход игры. Играющим раздаются карточки и объясняется их назначение. Звучит музыкальная пьеса, в которой динамические оттенки изменяются последовательно. Пьеса исполняется дважды, чтобы первый раз ребенок внимательно прислушался к ним. При повторном исполнении он выкладывает на карточке квадраты, соответствующие по цвету динамическим оттенкам музыки.

Примечание. Разноцветные квадратики можно не выкладывать, а просто

поднимать вверх в соответствии услышанному звучанию. Если взрослый вместе с ребенком сделают сразу три набора карточек: синие (три оттенка), красные (три оттенка), зеленые (три оттенка), то игру можно сделать еще интереснее. Для этого необходимо прослушать музыку и не только узнать, громко она звучала или тихо, но и подумать, какое у музыки настроение (грустное или радостное), чтобы выбрать подходящие по цвету квадратики (для печального настроения — оттенки синего, например, для радостного — красные).

Громко — тихо запоем

Игровой материал. Любая игрушка.

Ход игры. В игре могут принять участие несколько человек. Ими могут быть либо родные малыша, либо его друзья. Выбирается водящий, который выходит из комнаты. Оставшиеся договариваются, куда спрятать игрушку. Задача водящего — найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую могут петь все участники или один из игроков. Всем необходимо помнить основное правило: звучание песни усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.

Колобок

Игровой материал. Вырезанные из бумаги колобок, а также несколько небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник, елку, гриб и др. (в зависимости от фантазии играющих). Карандаш или какой-либо другой предмет в качестве указки. Игровым полем может служить обыкновенный стол или затонированный зеленым цветом лист бумаги. Все предметы в любом порядке расставлены на игровом поле.

Ход игры. Участвующие в игре рассматривают фигурки на игровом поле. Выбранный водящий выходит за дверь или отворачивается от остальных играющих. Участники игры договариваются, за какую фигурку они спрячут колобка, и зовут водящего. Перед началом игры можно произнести следующий текст:

Укатился колобок, колобок-румяный бок,

Как же нам его найти, к деду с бабой принести?

Ну-ка, Оля, по дорожке походи, походи

И по песенке веселой колобок отыщи.

Н. Кононова

Играющие поют любую знакомую песню. Водящий берет «указку» и водит ею по дорожкам от фигурки к фигурке. Если указка находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, то все поют тихо, если близко — громко.