Размер шрифта:
Цвет сайта
Изображения

Настройки

Настройки шрифта:

Выберите шрифт Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

Выбор цветовой схемы:

Закрыть панель Вернуть стандартные настройки



Обычная версия

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №44 г.Ангарск

Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира.

В России в старь в простонародье мячи делали из  тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком.

В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до плотного состояния, а потом бросали в кипяток и просушивали. Такой мяч был легким и по упругости не уступал резиновому.

Сейчас в продаже огромный выбор мячей:

пластмассовые, резиновые, надувные и т.д.

Замечено, что дети отдают предпочтение  мячам, сочетающим 3 качества:

  • ярким
  • легким
  • прыгучим

Из опросов родителей известно, что играм с мячом уделяется в семье мало внимания. В основном родители называли только одну игру – футбол.

Практика использования мяча в логопедической группе показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом:

  • игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению
  • освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях
  • помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии
  • развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве
  • помогают проводить работу  над развитием просодических компонентов речи
  • регулируют силу и точность движений
  • движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное     (мяч может быть брошен любому ребенку)
  • игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей
  • развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции
  • развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов

Все игры и упражнения с мячом, используемые в практике логопедических групп, можно разделить на следующие виды:

  • игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики
  • игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой моторики
  • игры и упражнения с мячом, направленные на развитие ориентировки
  • игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия и закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков
  • игры и упражнения с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗ

1. Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики

Для полноценного формирования устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук. (идущие в кору головного мозга импульсы от движущихся пальцев рук стимулируют активную деятельность  речевых зон)

Можно:

  • использовать маленькие мячики или шарики из пластмассы, резины, дерева, каучука
  • подбирать их по цвету
  • вводить с их использованием элементы самомассажа

Упражнения:

  • сжимание мячика
  • обхват пальцами
  • прокатывание
  • прокатывание между пальцами
  • разминание между ладонями

Можно изготовить специальные пособия для развития мелкой моторики и тактильных ощущений с помощью мячей.

  1. «Разноцветные шары» - прокатывание шариков снизу вверх разными пальцами правой и левой руки.
  2. «Дождик» - прокатывание шариков
  3. «Парашютисты» - прокатывание шариков с пропеванием гласных
  4. «Плывет, едет, скачет» - прокатывание шарика по дорожкам усложненной конфигурации
  5. «Спираль»
  6. «Кто быстрее?»
  7. «Снежинки»
  8. «Время года» - закрепление лексики по теме «Календарь»
  9. «Перевертыши» - прокатывание шариков с чтением слов
  10. «Угощение» - использование съемных картинок
  11. «Машина и стрекоза»
  12. «Путешествие колобка» - закрепление навыков пространственной ориентировки

2. Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве

используются для профилактики нарушений пространственной ориентировки, приводящей к дисграфии. Применяются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи

Упражнения:

  • прокатывание мяча от ребенка к ребенку в определенном направлении
  • выполнение инструкций («В правую руку мячик возьми, над головою его подними…»)
  • попадание мячом в ворота, расположенные в разных направлениях)
  • комплексы упражнений для ног с элементами массажа
  • рисование мячом фигур на полу

3. Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов

Упражнения и игры:

  • «Повторяем дружно звук» - услышишь звук А, стукни мячом об пол
  • «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - услышишь звук А, подбрось мяч вверх
  • «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» - развитие длительного речевого выдоха
  • «Разноцветные мячики» - дифференциация гласных и согласных – назови слово
  • «Тихо – громко»
  • Игры с передачей мяча: «Мяч передавай, слово называй» (на заданный звук, с определенным количеством слогов, звуков), «Звуковая цепочка»
  • Игры с перебрасыванием мяча: «Сто вопросов, сто ответов с буквы А - и только с этой» -  все ответы начинаются на звук А; «Слог да слог и будет слово» - добавление слогов; «Мяч поймай – слово составляй», «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»

4. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи

Упражнения и игры:

  • «Мяч бросай и животных называй»
  • «Я знаю 3(5) названий животных» …
  • «Животные и их детеныши»
  • «Кто как разговаривает», «Кто где живет», «Кто как передвигается»
  • «Подскажи словечко»
  • «Скажи ласково»
  • «Составь предложение»
  • «Горячий – холодный» (антонимы)
  • «Из чего сделано»
  • «Лови да бросай – цвета называй»
  • «Третий лишний»
  • «Какой по форме»
  • «Один – много» (множественное число)
  • «Бывает – не бывает»